Арткрафтс. Дизайн интерьеров

Тени

«Теневая» сторона дизайна или домашний «театр теней»

Стены в квартире подобны холстам, которые часто выступают основой для последующего творчества. Человечество накопило немало способов их декоративного оформления – росписи, фрески, обои, декоративная штукатурка, размещение картин, постеров и т.д. В поиске все новых способов и предметов декора мы иногда забываем об одном эффектном и достаточно уникальном методе. Он основывается на использовании теней, которые дают источники освещения. Уникальность его состоит в том, что в любой момент одним движением вы можете изменить – сделать более ярким или наоборот убрать – данный «декор». Используя этот принцип мы вносим волшебство природных свойств света в наш дом и поэтому становимся немного магами – создаем красоту практически из воздуха. Конечно, это волшебство присутствует в любом пространстве и там где мы размещаем источники освещения - у нас появляются тени. Но не везде они проявляют себя как самодостаточные элементы оформления. В этом, как и в любом методе, есть свои секреты. Мне бы хотелось поделиться некоторыми из них, которые я открыла в процессе работы над своими проектами.

Выбор светильника.

К этому вопросу, конечно, нужно приложить максимум внимания. Есть светильники, которые специально создаются дизайнерами для создания подобного эффекта. Они характеризуются тем, что не содержат рассеивателя (матового основания) и имеют жесткий каркас из металла или пластика, где при помощи лазерной резки есть заданный рисунок. Свет, беспрепятственно проникая сквозь отверстия, дает четкие проекции на стену. Это беспроигрышный вариант в нашей задаче, здесь только важно выбрать тот узор, что мы хотим видеть, учитывая, что сам рисунок на стене увеличивается в масштабе. Подобный эффект орнаментального узора, только более сглаженный, возможно добиться используя абажуры, связанные крючком.

Этими вариантами конечно можно не ограничиваться и начать экспериментировать с другими формами. Например, красивые тени могут дать светильники из стекла с фактурой или продольными линиями, они создают мягкие отражения, иногда похожие на блики в воде. Интересные эффекты получаются с абажурами из фетра, handmade бумаги, природных элементов и т.д. – здесь довольно большое поле для оригинальных находок.

Расположение.

Один и тот же светильник может давать более контрастные тени, менее или совсем еле различимые. Все это зависит от физических характеристик света – чем ближе поверхность, от которой он сможет отразиться – тем более точной будет передача. Поэтому идеальным вариантом, по моему мнению, данного способа оформления являются коридоры – расстояние между стенами небольшое и можно позволить себе чуть больше яркого декора, чем в жилых пространствах. Зачастую оформление стен здесь сводится к размещению фотографий либо обоев – но ведь из коридора можно сделать настоящий волшебный портал – переход - лабиринт! Если же вы хотите использовать данный прием в большой комнате, то можно «разукрасить» тенями потолок. Для этого сократите трос или цепочку светильника и максимально близко разместите его к потолку. Интересный эффект достигается когда вы объединяете такие светильники в группу – узор на потолке становится более многогранным.

Отделка.

Используя базовые понятия композиции, в этом приеме мы так же должны учитывать, что более контрастно и ярко наши произведения будут смотреться на однотонном нейтральном фоне. Можно выбрать даже яркий цвет стен, но пусть он будет один и стены без дополнительной фактуры. Если возвращаться к теме оформления коридора, то хочется поделиться важным секретом - хороший эффект получается когда и стены и потолок выкрашены одним цветом. Тогда можно смело выбирать светильники с ярким орнаментом, располагать близко к потолку и вы получите единый узор по всем данным плоскостям.

Сценарий.

Не секрет, что любое декоративное оформление может надоесть или стать неуместно в определенной ситуации. И тут мы возвращаемся к той уникальной особенности нашего приема, о которой заявили в начале. Важно разместить альтернативные, возможно встроенные, источники освещения, чтобы вы всегда могли выбрать, в каком виде вы увидите сейчас свою комнату. Тогда будет как минимум три варианта развития событий. Первый - яркий контрастный узор при включенном светильнике (специально выбранном и правильно расположенном для этой задачи), Второй – сглаженный, более мягкий рисунок теней при одновременном включении всего освещения и последний вариант – обычная подсветка комнаты заливающим светом без теней. Удивительно как меняется ощущение от пространства при такой игре света!

Источник света.

Последний момент, о котором хотелось бы рассказать, на первый взгляд очевиден, но часто может поставить в тупик или наоборот дать поле для увлекательных экспериментов. А вопрос этот – в выборе лампочки, источника, через который свет проникает к нам. Важный момент - выбирать лампочку без матового нанесения, прозрачную, чтобы свет мог более контрастно очертить нужный узор. Сейчас рынок предоставляет нам варианты с совершенно разным принципом действия и это естественно влияет на характер того каким получится наш рисунок. Наиболее глубокие, интересные тени, по моему мнению, дают светодиодные лампочки либо лампы накаливания.

Думаю, что данная тема содержит в себе еще много непроявленных открытий и приемов. Потенциал этого волшебства хранят в себе даже самые привычные на первый взгляд вещи.

Многие дизайнеры, используя этот эффект, создают удивительные световые инсталляции и арт объекты. Это естественно вдохновляет на поиски новых героев и интересных сценариев для нашего «театра теней». Буду рада, если поделитесь своими вдохновениями и идеями.